Для вас, джиперы, да и для обычного автолюбителя, неплохо было бы владеть техникой скоростного вождения по ямам и канавам. Ведь, у нас порой «шикарные» дороги этими самыми ямами очень даже богаты. Особенное время — это весна, вот тогда наступает поистине звездный час выбоин и ям. А дорожники не всегда вовремя успевают устранить погрешности на дорогах. Поэтому сегодня, разберем приемы управления вашим авто в таких не простых ситуациях. Но сразу бы хотелось отметить, что эти приемы не подготовленному автомобилисту не стоит выполнять, стоит сначала потренироваться в пустынном месте!
Итак, если на вашем пути появилась глубокая яма, и вы понимаете, что нет возможности ее каким — то образом объехать, то на выручку может прийти прием — боковой разгрузки. При этом помните, что между колесами и поверхностью должен быть высокий коэффициент сцепления. При боковой разгрузке происходит динамическая разгрузка одной из сторон машины. Это как при повороте, когда колеса, которые идут по внутренней стороне дуги – почти без напряжения преодолевают встречаемые на своем пути препятствия, т.к. разжаты упругие элементы подвески, и они на весь свой ход работают с амортизатором. Так вот именно такой же процесс и должен произойти при использовании предлагаемого нами метода.
Одну сторону джипа надо будет резко разгрузить вправо — влево. Если у вас достаточно хорошие шины, то в совокупности с быстрой работой рулевого колеса можно не только разгрузить, но и даже приподнять над землей два колеса. Основная трудность в выполнении боковой разгрузки заключается не в технической части подготовки (хотя она тоже отнюдь не маловажна), ее трудно правильно выполнить с точки зрения психологии. Ведь многие из нас, видя на своем пути яму или выбоину, не хотят попасть в нее колесом своего автомобиля и уже руки, на рефлексе, сами выруливают подальше от препятствия. А в нашем случае необходимо, именно в последний момент крутануть руль к препятствию, будь то яма или еще что. Да, это сложно – особенно для новичков. Ну, и про технику забывать не стоит, мы бы посоветовали отработать данный выкрутас на ровном и сухом участке дороге, которая должна быть пустынной, а в качестве препятствия, «ямы» — положить, к примеру, шину от велосипеда, которая возможно завалялась у вас в гараже. И не плохо бы, что бы за вами кто то наблюдал, тот, кто сможет подсказать вам что вы сделали не так или наоборот подтвердить, что все было как надо. Естественно, тренировка должна быть не в единичном экземпляре. Тренируйтесь пока не привыкните без страха выполнять метод боковой разгрузки.
Так же можно усилить разгрузку – раскачав внедорожник контрсмещением и уже после этого выполнять описанный выше нами метод. Но, запомните раз и навсегда на дорогах в городе воздержитесь от этого метода! Ведь, это может привести к столкновениям и авариям, другие водители, шоферы могут не понять вашего маневра и испугаться, что приведет к не адекватным их действиям управления машинами. Так что боковую разгрузку лучше выполнять в условиях офф роад.
А вообще то, этот метод позаимствован из спортавто, но вам джиперы – он тоже может помочь. Еще боковая разгрузка может помочь при преодолении выпуклых препятствий. Как пример, можно привести «лежачего полицейского» (у нас на дорогах их масса). Только конечно если он не проложен до бордюра, т.е. есть промежуток. Вот на нем можно тоже без проблем тренироваться. И помните еще одно, существует опасность того, что ударом снизу по колесу, которое разгружено, ваша машина может опрокинуться.
Существуют такие ситуации, когда боковая разгрузка не помогает при преодолении препятствий… Например, вам попалась не очень широкая поперечная траншея. Тогда можно воспользоваться продольной раскачкой. Только при этом ваш автомобиль должен отвечать требованиям: должен быть достаточно отзывчивый мотор и механическая трансмиссия. Итак, не отпуская газ вам необходимо резким движением нажать и тут же бросить педаль тормоза. И сделать это надо прямо перед траншеей. Вам уже, наверное, понятно, что при этом ваша машина как будто «клюнет носом». От того, как резко вы сумеете нажать и отпустить педаль тормоза, зависит каким будет клевок. Можно для большего эффекта, еще и нажать акселератор до упора. Только вот в этом случае, ход подвески станет еще ощутимее. Препятствие же преодолевается тогда, когда полностью распрямляются упругие элементы подвески. Возможно, что переднее колеса вообще пролетят через него. Только не стоит впадать в крайность с резкостью, иначе, навредите трансмиссии или заглушите двигатель. Перед тем как выполнить этот метод, можно, успеть как бы «подтолкнуть» нижнюю передачу, мотор тогда будет в режиме более уверенной тяги и будет давать намного больше возможности для так называемой игры газом. Но, опять есть но, при этом вы рискуете уже повредить трансмиссию. Таким образом, получается палка о двух концах. Нужно найти золотую середину. Естественно без удара задней подвески дело, к сожалению, не обойдется, но это не так страшно. От вас для выполнения этих маневров понадобится мастерство в технике.
Все это происходит очень быстро, следовательно, и реакция у вас должна быть отменной. Упражняться этим приемом можно, так же как и боковой разгрузкой, только шину от велосипеда замените на доску. Не забывайте, что есть многие факторы, которые влияют на выполнение предложенных нами методов. Это и состояние амортизаторов и высота центра масс. К примеру, если вы будите выполнять эти приемы на легке это одно, а если ваш внедорожник будет заполнен грузом, вещами или еще чем либо, то это будет уже совершенно другой эффект. В итоге всего вышеописанного можно сказать, что предложенные нами методы – боковой разгрузки и продольной раскачки хороши, но надо сначала овладеть ими и быть уверенным что, совершая их вы не нанесете вреда ни себе, ни своему авто. Езда по бездорожью отличная площадка для них. А если у вас не получается овладеть такими методами езды, то не расстраивайтесь, ибо у каждого водителя свои приемы для преодоления ям, выбоин и колдобин, возможно, для вас подходят иные методики.